Глава 9

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 4.

    точию мяса в крови души да не снесте

    С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса, но не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию. Они должны были животных приносить в жертву и чрез это воздавать благодарность Господу. Поэтому, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу и чрез это освобождает их от всякого недоумения. Как зелень травную, говорит, даю вам все. Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: только мяса в крови души не ешьте. Что же означают эти слова? Что такое: мясо в крови души? Это значит - удавленина, потому что кровь есть душа животного. Так, ввиду того что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь предназначена Мне, а мясо вам. А делает Он это для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 5.

    Ст. 5-6 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию

    Подумай, как этим изречением Он усилил страх. Если, говорит, ни одинаковость происхождения не останавливает тебя, ни единство природы не удерживает от злого предприятия; если ты, отвергнув братское сочувствие, весь предаешься этому гнусному замыслу, то подумай, что он (человек) создан по образу Божию, удостоен от Бога столь высокого преимущества и получил власть над всею природою, - и оставь злое намерение. Что же, скажешь, если кто совершит бесчисленные убийства и прольет множество крови, - будет ли такой человек достойно наказан, если будет пролита только кровь его одного? Не рассуждай так, любезный, но подумай о том, что этот человек, недолго спустя, получит нетленное тело, которое будет в состоянии терпеть непрестанное и вечное мучение.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 6.

    кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию

    См. Толкование на (Быт 9:5)

  • 8.

    Ст. 8-11 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли

    Чтобы исторгнуть всякое беспокойство из его ума и удостоверить, что этого более уже не будет, Бог говорит: как потоп Я навел по человеколюбию, чтобы пресечь зло и остановить дальнейшее его распространение, так и теперь по человеколюбию же Моему обещаю впредь не делать этого, дабы вы проводили настоящую жизнь без всякого опасения. Для этого Он и говорит: вот, Я поставляю завет Мой, то есть заключаю договор. В делах человеческих, когда кто обещает что-нибудь, то заключает договор и тем доставляет надлежащее удостоверение. Так и благой Господь говорит: вот, Я поставляю завет Мой. Премудро сказал: поставляю, то есть возобновляю то, что было совершенно разрушено за грехи людей; и вот: Я поставляю (восстановляю) завет Мой с вами и с потомством вашим после вас. Заметь человеколюбие Господа: простираю, говорит, завет не до вас только, но объявляю, что он будет ненарушим и с вашими потомками. Потом, чтобы показать Свою щедрую благость, говорит: и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. Видишь величие завета? Видишь несказанную важность обетований? Смотри, как Он простирает Свою благость и на бессловесных, и на зверей - и не без причины. Что прежде я часто говорил, то же повторю и теперь. Так как эти животные сотворены для человека, то теперь и они участвуют в благодеянии, оказываемом человеку. Правда, завет кажется равно общим и для него, и для бессловесных; но на самом деле не так. Это делается для утешения человека, чтобы он знал, какой он удостоен чести, когда благодеяние не останавливается на нем одном, но из-за него и все эти (животные) участвуют в благости Господа.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 9.

    вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас

    См. Толкование на (Быт 9:8)

  • 10.

    и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными

    См. Толкование на (Быт 9:8)

  • 11.

    поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли

    См. Толкование на (Быт 9:8)

  • 12.

    Ст. 12-15 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти

    Далее, взирая не на собственную природу, но на нашу немощь, Бог не довольствуется одним словесным обещанием. Нет, являя Свое снисхождение к нам, Он дает и знак, который бы мог, продолжаясь во все веки, избавлять род человеческий от опасения подобного несчастия; так что, хотя бы пошел и сильный дождь, хотя бы случилась и необычайная буря, хотя бы приключилось весьма великое наводнение, мы и тогда могли бы не бояться, но быть спокойными, смотря на данный знак: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами. Смотри, какой чести удостоился праведник. Как человек разговаривает с человеком, так и Бог заключает завет с ним и говорит: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда. Видишь, знамение, обещаемое всем живым существам, простирается на роды вечные. Бог дает знамение не только всем вообще живым существам, но и навсегда, на веки, до скончания мира. Какое же это знамение? Я полагаю, говорит, радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. После словесного обещания даю (говорит Бог) также это знамение, то есть радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха. И будет, говорит, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти. Что говоришь ты, блаженный пророк? - Вспомню, говорит, завет Мой, то есть Мой договор, условие, обещание. И это не потому, чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, а чтобы мы, взирая на этот данный знак, не страшились никакой опасности, но, тотчас припомнив обетование Божие, были уверены, что не потерпим подобного несчастия.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 13.

    Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею

    См. Толкование на (Быт 9:12)

  • 14.

    И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке

    См. Толкование на (Быт 9:12)

  • 15.

    и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле

    См. Толкование на (Быт 9:12)

  • 18.

    Ст. 18-21 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

    Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение, производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не говори, возлюбленный, так необдуманно. Не растение зло, и не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая еще прежде употребления вина дошла до крайнего развращения и совершила великое множество грехов, когда еще вино даже не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения. Посвященные знают, о чем говорю.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 19.

    Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля

    См. Толкование на (Быт 9:18)

  • 20.

    Ной начал возделывать землю и насадил виноградник

    См. Толкование на (Быт 9:18)

  • 21.

    и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем

    См. Толкование на (Быт 9:18)

  • 22.

    Ст. 22-25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

    Правда, скажет иной, из этого видно, что Ной потому не проклял Хама, что этот получил благословение от Бога; но почему за грех отца подвергается наказанию сын? И это не без причины. В самом деле, Хам не меньше сына потерпел наказание и чувствовал мучение. Вы, конечно, знаете, как часто отцы готовы бывают вытерпеть наказание за детей своих и как для них гораздо мучительнее видеть детей страдающими, нежели самим страдать. Итак, сделано это (то есть вместо Хама наказан сын его) для того, чтобы и отец по естественной любви к сыну потерпел тягчайшую скорбь; и благословение Божие осталось ненарушимым. И сын, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи - потому что хотя он теперь подвергается проклятию за грех отца, но, вероятно, наказан и за собственные грехи. Он подвергся проклятию не только за грех отца, но, без сомнения, и для того, чтобы в нем (сыне) отец понес тем большее наказание. Что ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются наказанию, но каждый наказывается за свои грехи, - об этом говорят пророки во многих местах. Так, например, они говорят: отцы ели кислый винограду а у детей на зубах оскомина ((Иер 31:29), и еще: Душа согрешающая, она умрет (Иез 18:20), и еще: Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов (Втор 24:16).

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 23.

    Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

    См. Толкование на (Быт 9:22)

  • 24.

    Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его

    См. Толкование на (Быт 9:22)

  • 25.

    и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

    См. Толкование на (Быт 9:22)