Глава 24

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 2.

    И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое

    Когда, говорит Писание, он достиг глубокой старости, то, желая отклонить Исаака от родства с хананеями, чтобы он не взял себе жену из их среды, праотец призывает самого благоразумного из своих домочадцев и, поручая ему это дело, говорит: положи руку твою под стегно мое. На греческом языке написано так: под стегно мое, а по-еврейски читается: под чресло. Почему же так говорит праотец? Потому что таков был обычай у древних; также и потому, что здесь было начало рождения Исаака. А чтобы увериться в том, что именно таков был обычай, смотри, как он, повелев рабу положить туда руку, тотчас прибавляет: и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли. Заметь, как и раба научает он познавать Творца всего, потому что, сказав: Богом неба и Богом земли, он обозначил этими словами все творение.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 4.

    но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку

    Видишь, какую заповедь праотец дал своему домочадцу? Не оставь же без внимания этих речей, но размысли о намерении праведника; рассуди, как в древние времена не заботились о том, чтобы приобретать много денег, богатства, рабов или столько-то и столько-то пространства земли, не искали одного внешнего благообразия, а искали красоты душевной и чистоты нравов. Праотец, зная развращение жителей Ханаана, зная и то, какое великое благо - иметь единонравную с мужем супругу, с клятвой заповедует рабу привести жену Исааку из родственного ему племени. Не удерживало его при этом ни расстояние мест, ни другие неудобства; но, зная необходимость этого дела, он прилагает о нем все старание и посылает раба. Праотец так поступает по своей заботливости о добродетели душевной и по отвращению к порокам местных жителей.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 6.

    Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда

    Праотец дал рабу точное наставление и связал его клятвой. Посмотрим теперь на благомыслие этого домочадца, как поревновал он боголюбию своего господина. Увидев, что праведник заповедует ему с такой силой, он говорит праотцу: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Если встретится, говорит он, какое-либо препятствие в этом деле, то, чтобы мне не преступить твоего повеления, я спрашиваю тебя, что мне должно наблюдать в таком случае, и угодно ли тебе, чтобы Исаак сам пошел туда и, взяв там жену, опять возвратился оттуда, если жена не согласится идти со мной, как ты заповедал? Что же праведник? Он не соглашается на это и говорит: берегись, не возвращай сына моего туда. Да тебе и не будет в том нужды, говорит он, потому что Тот, Кто дал мне обетование и обещал до такого множества распространить его семя [Исаака], - Тот и в этом деле благопоспешит тебе.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 7.

    Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю », - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда

    Смотри, как и прежде праотец, заклиная раба, поучал его о Творце всего , так и теперь, выражая дух молитвенный, повторяет те же слова - научая таким образом домочадца отправляться в путь с твердым упованием на Бога и быть уверенным в благополучном окончании дела. Он внушает ему, каким великим благоволением Божиим пользовался он с самого начала и что Тот, Кто воззвал его из отечества и до сих пор так благоустраивал его дела и в самой старости даровал ему сына Исаака, - Тот же Самый благопоспешит ему и в предстоящем деле.

    Господь, Бог неба и земли, говорит он, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Тот Самый, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: тебе дам сию землю и потомству твоему; Тот, Который показал столь великое попечение обо мне, - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда. Иди, говорит он, с уверенностью: я твердо верую, что оказавший мне столько благодеяний к прежним милостям присовокупит и эту новую и пошлет Ангела Своего пред тобою. Он все предустроит для тебя: Он укажет тебе и жену, и ты, взяв ее, возвратишься. Если же случится (чего да не будет!), что жена не согласится идти с тобой, ты будешь свободен от клятвы. Только сына моего не возвращай туда. Но я не сомневаюсь, что Господь благопоспешит тебе. Показывая таким образом, сколько надеется он на силу Божию, праотец запрещает рабу отвести туда Исаака. После же того, как с такой точностью он дал рабу свое повеление и освободил его от сомнения (так как раб боялся нарушить клятву, не исполнив повеления), положил, сказано, руку под стегно, и клялся ему в сем, то есть в том, что не отведет туда Исаака.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 12.

    и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом

    Заметь благомыслие раба: Господа вселенной он называет Богом праотца, говоря: Господи Боже господина моего Авраама - Ты, Который оказал ему столько благодеяний. Что же ты удивляешься, если раб называет его Богом Авраама? И Сам Бог, показывая, как много ценит Он добродетель праведников, говорит: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог ИаковаСотвори милость с господином моим Авраамом. Что значит: сотвори милость? Значит - исполни его желание.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 14.

    и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь », и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить », - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим

    Замечай благоразумие раба: он знал страннолюбие праотца и то, что девице, которую он должен к нему привести, надобно иметь одинаковый с праведником нрав; потому раб не ищет никакого другого знака, а хочет узнать характер девицы по ее гостеприимству и говорит: если она наклонит мне кувшин, когда я попрошу у нее воды, и не только исполнит мою просьбу, но и покажет собственное радушие и скажет: я и верблюдам твоим дам пить, - то через предложение воды она даст достаточное свидетельство о доброте своего нрава. Рассуди, возлюбленный, как было важно, чтобы нежная девица, черпавшая воду, не только не отказала рабу в просьбе, но и сложила кувшин с плеч, и позволила напиться из него просящему, притом чужестранцу и вовсе ей неизвестному, да и не только его, но и всех верблюдов напоила, и таким поступком представила доказательство своего душевного благородства. Или вы не знаете, что и мужи многие часто отказывают в таких просьбах? Да что я говорю о подаянии воды? Иногда люди, держащие в руках зажженные свечи, на просьбы других, подходящих к ним людей - подождать немного и дать им зажечь свою свечу, не хотят и этого сделать, тогда как нисколько не убавится огня, хотя бы и тысячи были желающих зажечь. А здесь - женщина, девица, несущая кувшин на плечах, не только не вознегодовала на просьбу, но сделала даже сверх просьбы: и странника напоила, и верблюдов добровольно поспешила напоить.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 20.

    И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его

    Все это устроил человеколюбец Бог, внявший молитвам праотца и пославший перед ним Своего ангела, чтобы все сделалось так, как просил раб. Таким образом, раб на самом деле узнал силу молитв праотца, нашел девицу, какую желал, и видел ее чрезвычайное страннолюбие: И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его. Смотри, какая усердная услужливость! В этом именно и является необычайная услужливость девицы. Она не побежала прочь от раба, как незнакомого, и не отказала в просьбе под видом целомудрия, но с великой кротостью сказала: пей, господин мой. Подумай только: в таком возрасте такая строгость целомудрия, такая великая кротость, такое усердное страннолюбие! Не ценнее ли это всякого богатства? Каким сокровищам не предпочтет это всякий из нас? Вот самое лучшее приданое, вот неисчислимое богатство, вот сокровище, никогда не оскудевающее.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 21.

    Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет

    Что значит: смотрел на нее? Значит, что он наблюдал и слова девицы, и взор, и поступь, и одежду, и все прочее, и выжидал случая распознать, благословил ли Господь путь его, или нет. Все до сих пор бывшее уже показывало великую и чрезвычайную добродетель девицы. А потому в вознаграждение за ее послушание и за подаяние воды раб предложил, как сказано в Писании, золотую серьгу и два запястья; и затем, тщательно испытывая то, что ее касалось, спросил ее: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 24.

    Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору

    Заметь и теперь ответ девицы. Как прежде, когда он просил у нее воды, она не только исполнила просьбу, но и, дав ему пить, напоила потом и верблюдов, - так и теперь на вопрос раба, есть ли место и чья она дочь, отвечает девица: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору. Она упоминает об отце и о деде, чтобы, узнав о них, раб стал бы к ним более расположен. Заметь же добродушие девицы: на вопрос об отце она рассказывает не только о нем, но и о деде. И когда раб спросил только о том, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать, она отвечает: не только место, но у наc много соломы и корму. Услышав это и удивившись столь усердному страннолюбию девицы, и узнав также, что он не к незнакомым пришел, а в дом Нахора, который был брат праотцу, - преклонился человек тот, сказано, и поклонился Господу. Обрадованный тем, о чем он узнал, и словами девицы, раб поклонился Господу, то есть принес благодарение Владыке, оказавшему такое благоволение праотцу и такое попечение о нем самом и все так счастливо для него устроившему, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 28.

    Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей

    Посмотри, как свое усердие в гостеприимстве она показывает всеми своими поступками - и бегом, и словами, и своим скромным поведением: Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей. Все, что она услышала от раба, она пересказала родителям. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику, - вот и этот своим бегом показывает свое усердие. Увидев же человека, стоявшего у колодца с верблюдами, он сказал ему: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов. Заметь, как и этот благословляет Господа в присутствии чужестранца и оказывает ему уже на словах большую предупредительность, еще прежде гостеприимства на деле. Войди, говорит он, я уже наперед приготовил дом и место верблюдам. Потом, когда тот вошел, Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 34.

    Он сказал: я раб Авраамов

    Примечай здесь благоразумие раба. Что он говорит? Не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори. Вы, говорит он, сделали свое дело; но я не буду думать о своем покое, пока не объясню вам причины, по которой был послан в такой дальний путь и зачем я пришел сюда из Ханаана, и как был введен в ваш дом, - чтобы, узнав все, и вы тоже проявили свои добрые родственные чувства к моему господину. Смотри, с какой тщательностью он обо всем им рассказывает. Я, говорит, раб Авраамов, которого вы знаете. Знайте же и то, что он получил благословение от Господа всяческих и живет в великом богатстве. Потом, показывая обилие этого богатства, говорит, что Авраам имеет овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов. Слушайте это вы, богатые, покупающие каждый день по нескольку участков земли, строящие бани и увеселительные места и великолепные здания, и смотрите, в чем состояло имущество праведника. У него нет нигде поля, нет нигде зданий или какой-либо излишней роскоши, но только овцы и волы, верблюды и ослы, рабы и рабыни. И чтобы знать, откуда у него было такое множество рабов, Писание говорит в другом месте, что все они были рождены в доме его. Итак, этот господин мой, живущий в таком богатстве и заслуживший великую помощь свыше, уже придя в старость, получил от Сарры сына. Имея одного только этого сына, он и поставил его наследником всего, ибо отдал ему все, что было у него.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 47.

    Я спросил ее и сказал: чья ты дочь? Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка. И дал я серьги ей и запястья на руки ее

    Усмотрев в этом явное промышление Божие, я спросил ее: чья она дочь? И узнав из ее слов, что пришел не к чужим, а в дом Нахора, брата господина моего, осмелился предложить серьги ей и запястья на руки ее. И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путем привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его. Очевидно, что так устроено Богом, что молитвы господина моего взошли к Нему. Теперь, если вы, со своей стороны, согласны, скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево. Дайте мне знать об этом, говорит он, чтобы я знал, что мне делать. Если вы будете не согласны, я пойду в другое место, обращусь направо, или налево.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 50.

    И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго

    Поскольку сам Бог благоустраивал все по молитвам праотца, то отец девицы и брат отвечали рабу: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго. Рассказ твой, говорят они, показывает, что все это произошло смотрением Божиим. Итак, не думай, чтобы мы стали противиться воле Божией: этого с нашей стороны и быть не может. Вот, девица пред тобою: возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 52.

    Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли

    Видите, как в древние времена заботились о выборе жен для своих сыновей? Как вперед богатства искали душевного достоинства? Не было у них ни записей, ни договоров, ни прочего, что бывает ныне; не было разнородных условий, какие вносятся ныне в брачные записи, как, например, на тот случай, если муж умрет без детей, или если случится то или иное. У древних не было ничего такого, а была запись гораздо важнее и надежнее - нрав невесты. Не было у них также ни музыки, ни плясок. Ты увидишь это, когда узнаешь, как эта девица приведена была к жениху. Раб, услышав слова отца и брата ее, поклонился Господу до земли. Вот как он при всяком случае возносит благодарение Господу, потому что Сам Господь споспешествовал ему во всем и, по слову праотца, послал пред ним ангела, все для него устроившего.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 53.

    И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки

    Наконец, убедившись, что цель его стараний достигнута, раб вынул серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки. Теперь он смело услуживает ей, как уже обрученной на словах Исааку, чтит также дарами и брата и мать, и когда увидел повеление своего господина исполненным, тогда, наконец, позволяет и себе отдых. И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня к господину моему. Поскольку все уже устроилось для меня так успешно, говорит он, и более ничего не остается мне делать, да и вам это желательно, - отпустите меня к господину моему… Для чего, говорит он, отлагать и медлить, когда Бог дал мне во всем такой успех?

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 60.

    И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих

    Посмотри, как эти люди без собственного ведома предсказывают девице будущее, - потому что Сам Бог направлял к этому мысли их. Они предвозвещают ей два события: то, что от нее родятся тысячи тысяч и что потомство ее будет владеть жилищами врагов. Видишь ли, как во всех случаях обнаруживается явное промышление Божие и как Господь Бог всяческих даже через неверных предзнаменует будущие события?

    Гомилии на Книгу Бытия.