Глава 13

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 2.

    И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом

    Не пройдем этого чтения без внимания, но постараемся ясно усмотреть точность Божественного Писания, как оно ничего не рассказывает нам ненужного. И был Аврам, сказано, очень богат. Заметь, во-первых, что Писание не просто указало, но не напрасно и не без причины именно теперь называет патриарха богатым. В самом деле, нигде в другом месте оно не упомянуло, что он был богат, но только теперь в первый раз. Отчего это и для чего? Для того, чтобы ты познал благоизобретательность премудрости Божией и необычайную и беспредельную силу промышления, какое Он явил по отношению к праведнику. Тот, кто, по причине сильного голода не в состоянии был более жить в Ханаане и должен был отправиться в Египет, вдруг стал богат, и не просто богат, но очень, и не скотом только, но и серебром, и золотом. Видишь ли, каково промышление Божие? Он пошел искать облегчения от голода - и возвратился, не только спасшись от голода, но и стяжав великое богатство и несказанную славу, всем показав о себе, кто он таков. Теперь уже и хананейские жители лучше узнали добродетель праведника, когда увидели, какая внезапная произошла перемена и каким богатством обладает этот странник, который в Египет пошел как беглец и скиталец.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 4.

    до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа

    Посуди, как он любил тишину и спокойствие и постоянно прилежал к служению Богу. Он дошел, сказано, до того места, где прежде создал жертвенник и где призывал имя Божие, и, таким образом, задолго прежде и заранее уже исполнил то, что сказано было Давидом: Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Пустыня, ради призвания в ней имени Божия, была для него дороже городов. Он действительно знал, что и величие городов составляет не красота зданий и не многочисленность жителей, но добродетель обитателей. Вот почему и пустыня, украшаемая добродетелью праведника, стала лучше городов и знаменитее обитаемой земли.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 7.

    И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле

    Смотри, как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, вызывает разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства: И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. Смотри, как слуги полагают начало раздору: именно отсюда всегда и возникает зло - от худого нрава служителей: И был спор, сказано, между пастухами скота. Именно они подают повод к разделению, нарушают согласие, выказывают сильное недоброжелательство друг ко другу.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 8.

    И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники

    Обрати внимание на глубину смирения и высоту любомудрия: старец, человек преклонных лет, называет юношу, племянника своего, братом, ставит его наравне с собой и не присваивает себе никакого преимущества перед ним, но говорит: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими. Неприлично, говорит, быть этому, потому что мы родственники. Видишь, как он исполняет апостольскую заповедь, которая говорит: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Все это исполняя на деле, патриарх говорит: да не будет раздора между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники. Что может быть миролюбивее этой души? Так не напрасно и не без причины сказал я выше, что он по любви к миру и безмятежию ставил пустыню выше обитаемой земли. Смотри, как и теперь он, узнав точно, что пастухи ссорятся между собой, тотчас же в самом начале пытается погасить готовый вспыхнуть пламень и прекращает раздор. Действительно, ему, призванному быть учителем любомудрия для всех жителей Палестины, надлежало ни в чем не подавать им соблазна или дурного примера, но, напротив, кротостью своего нрава, сильнее трубы, вразумить всех их и сделать подражателями своей добродетели. Да не будет, говорит, раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники. Много скромности в этих словах: между мною и тобою!

    Смотри, он говорит с ним, как с равным себе, тогда как вся ссора возникла, мне кажется, не из-за чего иного, как из-за того, что пастухи патриарха не позволяли пастухам Лота пользоваться одинаковой с ними свободой. Однако праведник все делает с кротостью, желая показать высоту своего любомудрия и научить не только своих современников, но и все последующие роды - никогда не допускать, чтобы служащие нам ссорились с ближними, потому что их ссоры несут нам великое бесчестие и происходящее между ними не им вменяется, но обращается в укоризну нам. Итак, прилично ли, чтобы те, которые являются братьями между собою, имеют не только одну природу, но и общее родство и присуждены жить здесь как странники, - чтобы эти люди впадали в такого рода ссоры, тогда как они должны быть для своих слуг учителями кротости и смирения и всякого любомудрия? Да слышат это те, которые считают себя свободными от упрека, когда своим домашним, по привязанности к ним, позволяют хищничать, лихоимствовать, наносить соседям бесчисленные обиды и в городах, и на полях, отнимать у одного поле, у другого дом, и даже выказывают им за это еще большее благоволение.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 13.

    Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом

    Видишь ли, что Лот обращает внимание лишь на свойство земли и не смотрит на злонравие жителей? Какая польза, скажи мне, в тучной и плодоносной земле, когда ее обитатели злонравны? И что за вред от пустыни и от самой бесплодной земли, когда живущие на ней благонравны? Самое главное благо - это благонравие жителей, но Лот смотрел лишь на одно - на плодородие земли. Поэтому-то Писание, желая сделать нам известным злонравие тамошних жителей, говорит: Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. Не только, говорит, злы, но и грешны, и не просто грешны, но и пред Господом, то есть весьма многочисленны были грехи их и их нечестие чрезмерно - почему и прибавило Писание: пред Господом. Видишь великость нечестия? Видишь, какое зло, когда гонишься за первыми местами, а на истинную пользу не смотришь? Видишь, что значит кротость, уклонение от первенства и смирение? В следующем поучении мы увидим, что тот, кто избрал лучшие места, не получил от этого никакой пользы, в тот время как взявший худшие делался со дня на день более славным - и богатство его со всех сторон увеличивалось, и сам он стал знаменитым среди всех.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 14.

    И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу

    Смотри, как близок промысел Божий и как скоро Господь воздает праведнику. Поскольку Божественное Писание хочет нам показать, какой награды удостоился патриарх от человеколюбивого Бога за столь великое свое смиренномудрие, то, сказав, что Лот отделился и ушел в землю, которую он выбрал себе как самую лучшую, оно тотчас прибавило: И сказал Господь Авраму. Далее, чтобы мы удостоверились, что Господь в действительности говорит это Авраму в награду за его поступок с Лотом, Писание прибавило: И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него, как бы говоря ему прямо такими словами: ты, по великой кротости уступив племяннику лучшую землю, показал этим крайнее смиренномудрие и настолько позаботился о мире, что решился на все, лишь бы не было между вами никакой ссоры - прими же за это от Меня щедрую награду.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 16.

    и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет

    Потом, чтобы Аврам, смотря лишь на свою природу и старость, а также на неплодство Сары, не усомнился в обетовании, но положился бы на силу Обещавшего, Бог говорит: и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет. Поистине, обетование было превыше естества человеческого! Господь обещал не только сделать патриарха отцом, в то время как столько препятствий существовало к этому, но и дать ему семя столь многочисленное, что оно сравняется с количеством песка земного и его даже невозможно будет исчислить, - этим сравнением Он хотел показать необычайную великость обетования.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 18.

    И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу

    Величественно обетование Божие! Велико обилие щедрот у Владыки всех нас! Необычайна награда, какую человеколюбивый и благоутробный Бог даровал этому блаженному и имеющему произойти от него потомству! Услышав это, патриарх, который был изумлен несказанной благостью Божией, пошел, как сказано, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне. То есть, получив обетование и расставшись с Лотом, он перенес свою кущу под дуб мамрийский. Смотри на любомудрое расположение души, смотри на высоту духа: как он легко переселяется и не скорбит, переходя с места на место. Ты не увидишь, чтобы им обладала или чтобы его связывала привычка, чему нередко подвергаются даже те, которые, по-видимому, уже любомудрствуют и стали свободными от мирских смятений. Когда приходит им время переселиться и перейти в чужую землю, часто даже ради духовной нужды, ты увидишь, как они скорбят, печалятся и тяготятся перемещением, потому что их связывает привычка. Но не так поступал праведник, нет: с самого начала, с самых ранних лет он поступал мудро и, как странник и пришелец, переселялся то оттуда сюда, то отсюда туда, и везде старался показать на деле свое боголюбивое расположение. Так, едва поселившись под дубом мамрийским, он тотчас же устроил там жертвенник Господу. Видишь ли благодарную душу? Едва устроил кущу, как тотчас же вознес ко Господу благодарение за дарованное ему обетование. Да и на каждом месте, где бы он ни селился, он прежде всего заботился именно об этом - об устроении жертвенника; возносил молитвы и исполнял апостольскую заповедь, повелевающую на всяком месте произносить молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения. Видишь ли душу, воскрыленную любовью к Богу и за все приносящую благодарность? Он не стал ожидать, пока обетование исполнится, но благодарит за обетование и делает со своей стороны все, чтобы, изъявив благодарность за прежнее, также расположить своего Господа к исполнению обетования.

    Гомилии на Книгу Бытия.