- 1.
И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.
Ужасное зло - ревность! Она может привести даже к безумию, как это испытала и Рахиль. Взирая на хоровод детей у сестры и думая о своем одиночестве, Рахиль не выносила этого позора, не могла удержать смущавших ее помыслов - и произносит полные безумия слова: дай мне, говорит, детей, а если не так, я умираю. Может быть, она заметила в муже любовь к сестре и думала, что по этой самой причине та имела столь много детей, в то время как она сама еще не родила ни одного, и потому говорит мужу: дай мне детей. А потом, желая устрашить его, прибавляет: а если не так, я умираю.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 2.
Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?
Что же на это благочестивый Иаков? Разгневался, сказано, на эти слова и сказал ей: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Почему ты, забыв про Владыку естества, укоряешь меня? - говорит Иаков. Ведь это Он лишил тебя плода чрева - почему ты не просишь Того, Кто может открыть мастерскую природы и дать чреву способность деторождения? Знай, что это Он лишил плода твое чрево и сестре твоей даровал такую плодовитость. Итак, не требуй от меня того, чего я не в состоянии дать и над чем я не властен. Если бы от меня зависело, я, конечно, предпочел бы тебя сестре, поскольку имею к тебе больше благорасположения. Но поскольку я никак не могу помочь тебе в этом, хотя бы в тысячу раз был более расположен, то прибегни с прошением к Тому, Кто неплодству подвергает, но и разрешить его может. Посмотри, как рассудителен праведник: даже будучи разгневан словами жены, он дает ей ответ с великой мудростью; тщательно поучает ее, объясняя ей причину ее неплодства, - чтобы она не оставила Владыку и не требовала от другого кого того, что только Он один в состоянии сделать.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 14.
Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.
Посмотри, как страсть ревности переходит то на ту, то на другую сторону и мучит то одну, то другую жену Иакова. Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии сестре своей: дай мне мандрагоров сына твоего. Но Лия сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Видишь ли, как ясно она обнаруживает этими словами душевную страсть? Не довольно ли тебе, говорит, что ты взяла мужа моего? Неужели возьмешь и мандрагоры сына моего?
Гомилии на Книгу Бытия.
- 24.
И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.
Видишь, как мало-помалу исполнялись обещания Божии? Вот какую большую семью детей имел теперь праведный из-за Божия о нем промышления! Поскольку Иаков показал великое терпение, с любовью перенося четырнадцатилетнее рабство, то Бог, вознаграждая благочестие праведника, помог ему до такой степени возвеличиться, что впоследствии тот стал предметом зависти, как мы это увидим из последующих слов Писания.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 28.
И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам.
Поистине, ничего нет сильнее кротости, нет ничего ее могущественнее. Вот смотри: поскольку Иаков сам сначала показал кротость, то он и Лавана заставил отвечать себе с добрым расположением сердца… Не могу не признать, говорит Лаван, что после твоего прибытия я пользовался великим благоволением Божиим; и поскольку я чувствую благодеяния, полученные мной ради твоего прибытия, то предложи, какую хочешь, награду себе, и я дам с готовностью. Заметь же, что значит кротость, и не оставь без внимания этих слов.
Обрати внимание на то, что, в то время как праведник не напоминал и не искал награды за труды, а сказал только: отдай жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, Лаван, уважая великую кротость праведника, сам говорит: скажи, какую хочешь получить от меня награду, и я дам ее охотно. Да разве жены и дети Иакова не были с ним? Для чего же он говорил: отдай жен моих и детей моих? Иаков говорил так, воздавая ему надлежащую честь, во всем обнаруживая собственный свой нрав и желая мирно расстаться с Лаваном. И вот видишь, как этими словами он расположил к себе Лавана, так что тот обещал ему дать награду и выбор ее предоставил ему самому.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 29.
И сказал ему Иаков: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне
Он снова призывает его самого во свидетели своего к нему расположения и оказанной ему преданности во все время служения… Тебя, говорит, призываю во свидетели моих трудов; ты сам знаешь, с каким усердием я делал все со своей стороны: приняв от тебя стадо немногочисленное, я своим старанием и неусыпной заботливостью увеличил его до множества. Потом, обнаруживая свое благочестие, продолжает: Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома? Знаешь и сам, что, с пришествием моим к тебе, благодать свыше умножила твое достояние; и поскольку и я со своей стороны делал все для тебя с полным усердием, исполняя службу, и Божия помощь явно оказана тебе, то теперь по справедливости надобно мне и для себя устроить дом. Что значит: когда же я буду работать для своего дома? Значит - жить на свободе и заняться своими собственными делами.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 40.
И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.
Праведник поступает так не по собственному своему побуждению, но таким образом благодать свыше внушала его разуму, потому что совершавшееся происходило не по обыкновенному порядку природы, но в нем было много дивного и превышающего естественный порядок вещей.
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 30