- 1.
Ст. 1-2 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба
Смотри, как Он совершает все в честь человеку! Когда люди гибли от потопа, Он вместе с ними погубил и всех бессловесных животных; так и теперь, желая показать Свою любовь к праведнику, в честь него простирает Свою благость и на бессловесных животных, и на зверей, и на птиц, и на гадов. И вспомнил, говорит, Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, и о всех гадах пресмыкающихся, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. Вспомнив о Ное и о бывших с ним с ковчеге, Бог повелел остановиться стремлению воды, чтобы Ему постепенно проявлять Свое человеколюбие и праведнику дать наконец облегчение, успокоить его, избавив от волнения помыслов и позволив ему и наслаждаться светом, и дышать воздухом. И навел Бог, говорит, ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные (Быт 8:1).
Гомилии на Книгу Бытия.
- 2.
И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба
См. Толкование на (Быт 8:1)
- 6.
Ст. 6-7 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды
А теперь надобно нам показать причину, по которой эта птица [ворон] не возвратилась в ковчег. Быть может, нечистая эта птица осталась (вне ковчега) потому, что, так как вода спала, усмотрела трупы людей и животных и в них нашла сродную себе пищу, - а это служило для праведника немаловажным основанием к надежде на благоприятную перемену. Если бы не так было, если бы ворон не нашел себе никакой пищи, то он возвратился бы в ковчег.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 7.
и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды
См. Толкование на (Быт 8:6)
- 13.
Ст. 13-17 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал [Господь] Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле
…Все творение как бы омылось от нечистоты, сбросив с себя всю скверну, которую произвело в нем злочестие людей, и светлым сделалось ее лицо. Тогда-то уже Бог повелевает праведнику выйти из ковчега и освобождает его из этой страшной темницы. И сказал, говорится, Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. Смотри на благость Божию, как Он всячески утешает праведника. Господь повелел выйти из ковчега Ною, и сыновьям, и жене, и женам сыновей его, и всем зверям. Но чтобы это не навело опять на него великого уныния и не обеспокоило его мыслию о том, как он будет жить на такой обширной земле, словно в пустыне, один, без других людей, Бог, сказав: выйди из ковчега и выведи с собою всех, присовокупил: и пусть плодятся и размножаются на земле.
Смотри, как этот праведник снова получает то же благословение, которое получил Адам до преступления. В случае Адама [и Евы], тотчас по сотворении, они услышали: и благословил их Бог, и сказал: плодитесь и размножайтесь, и обладайте землею (Быт 1:28). Так и этому [Ною] теперь говорит: плодитесь и размножайтесь на земле (Быт 8:17). Потому что Адам был началом и корнем всех живших до потопа, а этот праведник становится как бы закваскою, началом и корнем всех после потопа. Отсюда уже начинается устройство общества человеческого, и воспринимает свою красоту вся природа - земля, которая возбуждается к плодоношению, и все прочие твари, которые созданы на службу человеку.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 14.
И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла
См. Толкование на (Быт 8:13)
- 15.
И сказал Бог Ною
См. Толкование на (Быт 8:13)
- 16.
выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою
См. Толкование на (Быт 8:13)
- 17.
выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле
См. Толкование на (Быт 8:13)
- 21.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал
В Писании говорится, что обонял Господь приятное благоухание (Быт 8:21), то есть принял жертвоприношения. Ведь у Бога нет органа обоняния, так как Божественное бестелесно. Правда, возносимое есть жир и дым от сжигаемых тел, и нет ничего зловоннее этого жира. Но чтобы ты знал, что Бог взирает на приносимые жертвы и принимает либо отвергает их, Писание называет жир и дым приятным благоуханием.
Против иудеев.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 8