Глава 4

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 1.

    Ст. 1-2 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец

    После преслушания, после изгнания из рая - тогда начинается супружеское житие. До преслушания первые люди жили, как ангелы, и не было речи о сожитии.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 2.

    И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец

    См. Толкование на (Быт 4:1)

  • 3.

    Ст. 3-5 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

    Печаль Каина происходила от двух причин: не только оттого, что сам он был отвергнут, но и оттого, что принят был дар брата его.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 4.

    и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его

    См. Толкование на (Быт 4:3)

  • 5.

    а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

    См. Толкование на (Быт 4:3)

  • 6.

    Ст. 6-7 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним

    Смотри… как этими словами Господь желает укротить ярость и неистовство Каина и удержать его от восстания на брата. Видя движения его мысли и зная жестокость его убийственного намерения, Бог наперед хочет смягчить его сердце и успокоить его ум. И для того подчиняет Каину брата и не отнимает у него власти над ним. Но даже из такой заботливости и из такого врачевания Каин не извлек никакой пользы. Таково различие во внутреннем расположении братьев, такова сила зла!

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 7.

    если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним

    См. Толкование на (Быт 4:6)

  • 11.

    Ст. 11-15 Проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его

    Сказанное Богом кажется тяжким и горьким, кажется знаком глубокого сокрушения. Но кто хотел поразмыслить над этим способом наказания, тот понимал, что оно способно отвратить нас от греха. Ведь если бы Бог уничтожил [Каина] немедленно, тот исчез бы, и грех его покрылся бы, и остался бы неизвестным для тех, кто жил позже. А так Каин, осужденный многие годы жить в этом страхе, стал учителем для остальных, видом своей дрожащей плоти убеждая всех никогда не отваживаться на подобную дерзость, чтобы не претерпевать подобного страдания. И сам Каин вновь сделался лучше. Ибо страх, и боязнь, и тревога жили вместе с ним, и телесная слабость держала его, как в оковах, не позволяя вновь впасть в подобную дерзость и постоянно напоминая о прежней. И все это сделало его душу благоразумнее.

    Против иудеев.


    Каин поступил почти так же, как змей, послуживший орудием дьявольского замысла. Как тот посредством обмана ввел смерть, так и этот, обольстив брата и выведя его в поле, вооружил против него свою руку и совершил убийство. Поэтому как змею сказал Господь: проклят ты от всех зверей земных (Быт 3:14), так и Каину: ведь он поступил подобно тому.

    …Вот, скажет кто-нибудь, он исповедал грех, и исповедал, ничего не утаив. Но пользы от этого никакой, возлюбленный, потому что исповедь неблаговременна. Надлежало бы сделать это в свое время, когда можно было преклонить Судию на милость.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 12.

    когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле

    См. Толкование на (Быт 4:11)

  • 13.

    И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно

    См. Толкование на (Быт 4:11)

  • 14.

    вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня

    См. Толкование на (Быт 4:11)

  • 15.

    И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его

    См. Толкование на (Быт 4:11)

  • 23.

    Ст. 23-24 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро

    Напрягите, прошу, ум ваш, и, отложив всякое житейское помышление, исследуем слова с точностью, чтобы ничто не могло укрыться от нас, но чтобы, спустившись, сколько это нам возможно, в самую глубину, могли мы уловить сокровище, сокрытое в этих кратких словах. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего. Смотри, как скоро послужило на пользу ему наказание, наложенное на Каина. Ламех не только не выжидает от другого обличения в том, что он впал в такой же или еще тягчайший грех, но, хотя никто не обвинял и не изобличал его, сам открывает о себе, рассказывает о своем поступке, излагает женам тяжесть греха…

    Признание в грехах весьма много способствует их исправлению. Равно отрицание греха, после совершения его, составляет тягчайший из грехов, что испытал братоубийца, когда он, будучи вопрошаем от человеколюбивого Бога, не только не исповедал пред Ним своего преступления, но даже дерзнул солгать Богу, и этим заставил продлить в наказание жизнь свою. Итак, Ламех, впав в подобный грех и размыслив, что запирательство навлечет на него тягчайшее наказание, призывает своих жен и, хотя никто не принуждал его к этому и никто не обличал, сам, собственными устами исповедует свой грех и, сравнивая свой поступок с преступлением Каина, определяет себе наказание.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 24.

    если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро

    См. Толкование на (Быт 4:23)