Глава 32

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 1.

    А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии.

    Поскольку прекратился и уже миновал его страх перед Лаваном, а на его место заступил страх перед братом, то человеколюбец Господь, желая ободрить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал ему узреть полк ангелов. И встретили его, сказано, Ангелы Божии, и Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя место тому: Маханаим, - чтобы это наименование служило постоянным напоминанием о бывшем ему там видении.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 3.

    И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,

    Посмотри, какой был страх у праведника и после видения. Он страшился раздражения брата, беспокоился о том, не возбудит ли брата память о прежних его поступках к нападению на него… Смотри, как он боялся брата, и потому, желая расположить его к себе, предварительно посылает к нему с известием о своем возвращении, и о бывшем у него имуществе, и о том, где он провел все прошедшее время, чтобы таким образом смягчить его гнев и сделать его кротким. Это и произошло, потому что Бог умирил его сердце, угасил его гнев и внушил ему кротость. Если Лавана привели в такой страх слова, сказанные ему Богом, Лавана, который так стремительно преследовал Иакова, то тем более нужно было расположить брата к кротости в отношении к праведнику.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 6.

    И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

    Вот и это увеличивало страх праведника. Ведь он не знал в точности о намерениях брата, но, узнав о множестве людей, находившихся с ним, испугался, подозревая, не к войне ли с ним приготовившись, брат хочет устроить подобную встречу… Страх возмущал его душу: он не знал, что ему делать, и был в большом затруднении. Поэтому, будучи объят совершенно страхом и видя пред глазами смерть, он разделил людей, бивших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. Вот что внушил ему страх и сильное опасение. Видя себя как бы впавшим в сети, он прибегает к непреоборимому Господу и просит Бога всего об исполнении данных ему обетований, как бы так говоря: ныне настало время, когда и ради добродетелей предков, и ради данного Тобой обетования пусть буду я удостоен получить всю Твою помощь.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 12.

    Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества.

    Заметь боголюбивое чувство и глубокую признательность праведника в том, как он ничего другого не просит у Господа, кроме исполнения собственных Его обетований. Воздавая Богу благодарение за прежние Его милости и исповедуя, что Он из наготы и нищеты привел его в такое благосостояние, он теперь молит Бога избавить его от опасности: Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества. Обращаясь к Господу с таким прошением и вознося к Нему такое моление, он, тем не менее, и со своей стороны предпринимает необходимые меры. И взял, сказано, из того, что у него было, и послал в подарок Исаву брату своему, разделив посылаемое и дав наставление о том, как и самими словами расположить брата и известить его о своем прибытии. Скажи, говорит, вот, и раб твой Иаков идет за нами, - чтобы сперва расположить к себе брата, а потом уже лично встретиться с ним.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 24.

    И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари

    Велико человеколюбие Господне! Поскольку Иаков намеревался идти навстречу брату, то для того, чтобы он самим делом удостоверился, что не подвергнется никакой неприятности, Господь в образе человека вступает в борьбу с праведником. Затем, видя себя побеждаемым, повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. А все это делалось по снисхождению, чтобы изгнать из души праведника страх и побудить его идти навстречу брату без всякого опасения.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 28.

    И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

    Заметь опять снисхождение. Неужели Он не знал имени праведника, если бы не спросил его? Конечно, знал, но чрез такой вопрос хотел только утвердить его в вере и показать, Кто беседует с ним. Когда же праведник отвечал: Иаков, то Явившийся сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Видишь, как Он показал всецело причину, по которой оказал праведнику такое снисхождение? Вместе с этим Он научает праведника через возложение на него имени также тому, Кто есть Тот, Кого он видел пред собой и удостоился осязать… Слово же Израиль означает «видящий Бога». Поскольку ты удостоился видеть Бога, сколько возможно видеть человеку, то поэтому Я возложил на тебя это имя, чтобы все последующие роды знали, какого великого ты удостоился видения. И прибавил: ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Итак, ничего не бойся и не ожидай никакого вреда себе от кого бы то ни было: получив такую силу, что и с Богом мог бороться, ты тем более будешь одолевать людей и сделаешься непобедимым.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 30.

    И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.

    Видишь, какое дерзновение получил он от бывшего ему видения. И сохранилась, говорит, душа моя, почти как бы умиравшая от страха. Поскольку удостоился я видеть Бога лицом к лицу, то сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл. Видишь ли, как Господь, снисходя к немощи человеческой, все творит и устраивает так, чтобы явить Свое человеколюбие? И не дивись, возлюбленный, великости такого снисхождения: вспомни, что и праведному патриарху, когда он сидел у дуба, Бог явился в человеческом образе, в виде странника, с ангелами, предвозвещая нам, что некогда Он действительно примет образ человека и через то, освободив от власти диавола все человеческое естество, приведет его ко спасению. Но тогда, поскольку было время начинания и предуготовления, Он являлся каждому из праотцев в видимом образе и, как Сам говорит через пророка: Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи. Когда же благоволил Он принять зрак раба и сделаться нашим начатком, то облекся в плоть не в видении, не в образе, но по истине.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 32.

    Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.

    Так иак праведник, по исполнении времени своей жизни, должен был переселиться от сего мира, а Божие о нем попечение и столь великое снисхождение должны были сделаться известными всему роду человеческому, то поэтому и сказано: и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра. Зная их крайнюю неблагодарность, зная, как легко забывают они про благодеяния Божии, и поэтому заботясь о том, чтобы они постоянно помнили об оказанных им благодеяниях, Он устроил все так, чтобы они сохраняли память последних через такого рода установления… Причиной большей части установлений служит в особенности то намерение, чтобы последующие поколения непрестанно размышляли о Божиих благодеяниях и чтобы, забыв о последних, они не возвращались вновь к своим заблуждениям, что очень часто бывало в народе иудейском. Этот народ, так часто за благодеяния показывавший свою неблагодарность, тем скорее без таких установлений мог выкинуть из своего ума все, что было сделано для него Богом.

    Гомилии на Книгу Бытия.