- 21.
И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его
Прежде всего здесь стоит исследовать одно то, почему она была неплодной, тогда как и она сама, и ее муж были людьми удивительной жизни и оба хранили великое целомудрие. Мы не можем заподозрить их жизнь и сказать, что неплодство было следствием их грехов. И что удивительно - не Ревекка только была неплодна, но и мать праведника, Сарра; и не только его мать, но и невестка - разумею Рахиль, жену Иакова. Что означает такое собрание неплодных? Все они праведны, все добродетельны, все получили от Бога свидетельство своей праведности. Ведь о них говорил Бог: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. И блаженный Павел говорит: Бог не стыдится их, называя Себя их Богом. Много они восхваляются в Новом Завете, много прославляются и в Ветхом. Во всех отношениях они славны и имениты: и однако же все имели жен неплодных и долгое время были бездетными. Итак, когда увидишь мужа и жену, живущих добродетельно, но между тем бездетных, когда увидишь, что они богобоязненны и заботятся о жизни благочестной, но не имеют детей, не думай, что это есть следствие грехов. Многие намерения божественного домостроительства недоведомы нам, но за все надобно благодарить Бога, несчастными же считать только тех, которые проводят жизнь в пороках, а не тех, которые не нажили детей. Бог часто многое устраивает в нашу пользу, но мы не знаем причины событий. Поэтому во всяком случае должно удивляться Его премудрости и прославлять Его неизреченное человеколюбие.
Говорится же вам все это для вашей пользы, чтобы вы оказывали всегда признательность к промыслу Божию, а не испытывали Его судеб. Надо, однако же, раскрыть и причину, по которой те жены были неплодны. Какая же это причина? Та, чтобы ты не впадал в неверие, когда слышишь, что Дева рождает нашего общего Владыку. Приучи свой ум - как бы так говорит здесь Писание на примере неплодных, и, видя, как, устаревшая и бесплодная утроба разверзается благодатью Божией для деторождения, не удивляйся, когда потом слышишь, что родила Дева. Или - лучше - удивляйся, изумляйся, но верь чуду. Итак, когда говорит тебе иудей: каким образом Дева родила, скажи и ты ему: а как родила бесплодная и престарелая? В последнем случае было два препятствия к рождению: несвоевременность возраста и неспособность природы; а для Девы было одно только препятствие - то, что она была непричастна браку. Итак, бесплодная жена предуготовляет путь Деве.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 34.
И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство
Слыша это, научимся никогда не пренебрегать дарами Божиими и за что-либо малое и ничтожное не терять великого. Для чего, скажи мне, когда нам уготовано Царство Небесное и неизреченные блага, для чего мы увлекаемся страстью к богатству и временное, часто и до вечера у нас не остающееся, предпочитаем нескончаемому и вечному? И что может быть хуже этого безумия, когда через привязанность к временным благам мы и будущих лишаемся, да и настоящими не можем беспорочно наслаждаться? Что пользы, скажи мне, в большом имуществе? Или вы не знаете, что умножение богатства ничего более не приносит нам, кроме умножения забот, беспокойств и бессонницы? Не видите ли, что те в особенности бывают, так сказать, рабами всего, которые окружены большими благами и каждый день они самих теней боятся? Отсюда-то происходят коварства, клеветы, сильная зависть и тысячи других зол. И часто видишь, что тот, у кого лежат тысячи талантов золота, считает счастливым работника, который находит себе пропитание трудами своих рук.
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 25