Глава 7

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 10.

    Ст. 10-12 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

    А что Бог навел потоп в сорок дней и ночей, это опять служит величайшим свидетельством Его человеколюбия. По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя некоторые из них вразумились и избегнули всеконечной погибели, видя пред своими глазами и смерть своих ближних, и угрожающее им самим бедствие. Можно, в самом деле, думать, что в первый день потонула уже значительная часть людей, во второй еще более; точно так же и в третий, и в остальные дни. Вот почему Бог и назначил продолжаться потопу сорок дней и сорок ночей, чтобы отнять у них всякий повод к оправданию. Если бы Он восхотел и повелел, то мог бы потопить все в одно мгновение; но так как Он внимал Своему человеколюбию, то и назначил такую продолжительность времени.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 11.

    В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились

    См. Толкование на (Быт 7:10)

  • 12.

    и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

    См. Толкование на (Быт 7:10)

  • 13.

    Ст. 13-16 В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафеф, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег. И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему, внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный: и входящая мужеский пол и женский от всякия плоти, внидоша к Ною в ковчег, якоже заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег отвне его

    Заметь и здесь снисхождение в слове. И затворил Господь Бог за ним ковчег снаружи - это чтобы показать нам, что Он поставил праведника в совершенной безопасности. Затворил, и притом снаружи, так, чтобы праведник не мог видеть, как все погибало, и от этого чувствовать еще более сильную скорбь. Он уже скорбел и возмущался, когда только представлял в уме это страшное наводнение и воображал себе погибель рода человеческого, совокупное истребление всех животных, и людей, и скотов, и, так сказать, уничтожение самой земли.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 14.

    И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему

    См. Толкование на (Быт 7:13)

  • 15.

    внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный

    См. Толкование на (Быт 7:13)

  • 16.

    и входящая мужеский пол и женский от всякия плоти, внидоша к Ною в ковчег, якоже заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег отвне его

    См. Толкование на (Быт 7:13)

  • 17.

    Ст. 17-20 И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы

    Не без причины Писание рассказывает нам об этом, но дабы мы знали, что потонули не только люди, и скоты, и четвероногие, и гады, но и птицы небесные, и все звери и другие бессловесные животные, какие только обитали на горах. Для того говорит оно: на пятнадцать локтей поднялась над ними [горами] вода, чтобы ты удостоверился, что определение Господне вполне совершилось. Он сказал: еще семь дней, и наведу потоп на землю, и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли (Быт 7:4), от человека до скота, и от гадов до птиц небесных.

    Следовательно, Божественное Писание повествует об этом не для того, чтобы только показать нам, на какую высоту поднялась вода, а чтобы мы могли, вместе с этим, знать и то, что вовсе не осталось никого: ни зверя, ни скота, ни другого животного, - но что все они истреблены вместе с родом человеческим. Все они созданы для человека, и когда человек должен был погибнуть, то, естественно, разделяют с ним гибель и они. Далее, сообщив нам, на какую именно высоту поднялась вода - она взошла на пятнадцать локтей выше горных вершин, - Писание, соблюдая свойственную ему точность, говорит еще: И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по зелие, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло (Быт 7:21). Не без причины Писание заметило, что всякий, кто был на суше, умер, но чтобы дать тебе знать, что все погибли, спасся же только один праведник, со всеми бывшими в ковчеге, - так как они еще заранее, оставив сушу, вошли в ковчег, согласно Божию повелению.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 18.

    вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод

    См. Толкование на (Быт 7:17)

  • 19.

    И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом

    См. Толкование на (Быт 7:17)

  • 20.

    на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы

    См. Толкование на (Быт 7:17)