Глава 41

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 1.

    По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки

    Заметь, что по восстановлении виночерпия прошло, как сказано, два года. Ему нужно было ожидать благоприятного времени, чтобы выйти оттуда со славой. Если бы, вспомнив о нем прежде сновидений фараона, виночерпий своим ходатайством освободил его из темницы, то добродетель Иосифа, возможно, для многих осталась бы неизвестной. А теперь благопромыслительный и премудрый Господь, как искусный художник, зная, в течение какого времени золото должно оставаться в огне и когда его следует вынимать, попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжение двух лет - как для того, чтобы настало время для сновидений фараона, так и чтобы по требованию самой нужды праведник сделался известным по всему его царству.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 9.

    И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне

    Посмотри, как многообразно здесь домостроительство Божие! Сперва Бог попускает ему испытать всех считавшихся там мудрецами для того, чтобы, когда обнаружится их неведение, выступил на середину этот узник, пленник, раб, еврей - и открыв то, что скрыто было от многих, через то всем показал озаряющую его благодать свыше. Когда же все собранные мудрецы не могли ничего сказать и даже уст открыть не имели сил, тогда виночерпий, вспомнив, пересказывает фараону случившееся с ним и говорит: грехи мои вспоминаю я ныне.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 14.

    И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону

    Смотри, какая вдруг с самого начала честь! Уже хорошо очищенный терпением, блистающий, словно золото, он выходит из темницы и приводится к фараону. Видишь ли, что означает иметь помощь свыше? Замечай, как все устраивалось к тому, чтобы то, что касается Иосифа, исполнилось. Поскольку он совершил величайший подвиг целомудрия, избежав сетей непотребной египтянки, и был ввергнут в темницу, то соизволено было, чтобы одновременно с ним в то же место были заключены виночерпий и хлебодар фараона. Через объяснение своих снов они познали мудрость этого мужа, чтобы, своевременно вспомнив о нем теперь, виночерпий оповестил о нем всех.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 16.

    И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону

    Обрати внимание на то, сколько здесь у Иосифа мудрости и благочестия в том, как он отвечает фараону. Не думай, говорит он, что я от себя что-нибудь говорю или что по человеческой мудрости изъясняю все это, - без откровения свыше нельзя приобрести такого знания. Итак, знай, что без Бога я не могу отвечать тебе - это не мое; Бог даст ответ во благо фараону. Зная же, что Владыка всего открывает это, говорит он, не проси людей открыть то, что открывать свойственно одному только Богу. Смотри, как своим ответом Иосиф научает фараона понимать как бессилие бывших при нем мудрецов, так и всемогущество Господа. Теперь, после того, как ты узнал, что я не по человеческой премудрости и не по своим соображениям объясняю это, скажи, что Бог тебе открыл.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 39.

    И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты

    Видишь, как и сам фараон понял, что Иосифу это сделалось ясным по особому откровению свыше. Кого, говорит, найдем мы такого, кто бы был удостоен благодати - иметь в себе Духа Божия? И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты. Примечай здесь, как никакие события не могут быть препятствием, когда благопромыслительному Господу угодно привести в исполнение Свои намерения. Вот Иосиф подвергся почти, можно сказать, убийству со стороны братьев, потом был продан, подпал клевете, которая угрожала ему крайней опасностью, и столько времени оставался в заключении - и после всего этого возведен почти на царский престол.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 40.

    ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя

    Вот как узник внезапно становится царем всего Египта. Тот, кого царедворец заключил в темницу, царь теперь возводит на самую высшую ступень почестей - прежний господин его сверх всякого ожидания видит, что человек, которого он, как прелюбодея, ввергнул в темницу, теперь получил власть над всем Египтом. Видишь ли, что значит благодушно переносить искушения? Поэтому и Павел говорит: от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда. И вот смотри: Иосиф переносил скорби с терпением, терпение сделало его опытным, а сделавшись опытным, он стал тверд в надежде - и надежда не постыдила.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 45.

    И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской

    И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, - желая этим наименованием увековечить память о присущей ему мудрости. А имя это значит «знающий сокровенное». Так как он объяснил то, что было никому неведомо, то, указывая на это, фараон и дал ему это прозвище. Возвышая его честь, дает ему также в супружество дочь Потифера. Но поскольку этим же именем назывался и бывший его господин, то прибавлено: жреца Илиопольского.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 46.

    Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской

    Не подумаем, что число лет здесь показано просто так: это - для нашего вразумления в том, что ни для кого не может быть извинительным нерадение о добродетели, что никому нельзя ссылаться на юность там, где следует проявить добродетель. Вот Иосиф был не только юн, но и благообразен и красив лицом. Случается, что и юность бывает лишена телесной красоты. А он с юностью соединял и красоту лица, и благообразие, и, будучи почти в самом цветущем возрасте, сделался рабом и пленником, - так как сказано, что семнадцати лет он был отведен в Египет. Потом в самом пылу его юношеского возраста нападает на него непотребная египтянка, ставшая его госпожой; но и при этом она не преодолела твердости праведника. Далее - темница и в ней столь долговременное страдание. Но он оставался тверд, как адамант, не только не ослабевая, но еще более и более приобретая силы, потому что имел укреплявшую его благодать свыше. И так как он сам со своей стороны исполнил свой долг, то и вызван из темницы для управления всем Египтом.

    Слыша это, никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию; но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое о нас промышление Господа, Который не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцом. Так достигли славы все святые. Поэтому и апостолы говорили: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. И Сам Христос сказал ученикам: В мире будете иметь скорбь. Не будем же слишком сетовать о скорбях, но послушаем Павла, который говорит, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Не будем ни смущаться духом, ни унывать, но будем переносить с твердостью и терпением все напасти, обращая внимание не на скорби, а на пользу, отсюда происходящую, потому что тут есть духовное благоприобретение. Как желающие собрать богатство, которые заняты житейскими выгодами, не иначе могут умножить свое достояние, как испытывая множество опасностей на суше и на море (неизбежно подвергаясь козням и нападениям воров и разбойников), и, однако, охотно готовы бывают переносить все это, в ожидании прибыли, вовсе не чувствуя ничего тяжелого, - так и мы должны радоваться и веселиться, помышляя о собираемом таким путем богатстве и духовном приобретении, и смотреть не на видимое, а на невидимое, как это внушает Павел, говоря: мы смотрим не на видимое. Вера в том и состоит, когда мы не довольствуемся только тем, что видим телесными глазами, но когда очами ума созерцаем невидимое. И это мы должны считать более достоверным, нежели то, что видим телесными глазами. Так благоугождал Богу патриарх, поверив обетованию Божию и став выше естества и всех человеческих помыслов, - и это вменилось ему в праведность. Знай, что праведность в том и состоит, чтобы верить словам Божиим. Когда Он изрекает Свои обетования, то, прошу, не испытывай их по человеческим соображениям, но, становясь выше обыкновенных помыслов, твердо уповай на всемогущество давшего обетование. Так благоугождал каждый из мужей праведных. Так и дивный этот Иосиф, когда после его сновидений возникли столь великие для него искушения, не смущался, не предавался страху, но с твердостью духа все переносил мужественно, зная, что невозможно намерению Божию остаться без исполнения. И вот после рабства, после темницы и после такой жестокой клеветы он получил власть над всем Египтом.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 51.

    И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что говорил он Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего

    Заметь благочестие этого мужа и в том, как он в имени сына откладывает воспоминание обо всем - чтобы благодарность свою Богу сделать постоянной, чтобы и сын из собственного своего имени мог знать об искушениях и терпении, через которое праведник достиг столь великой славы: потому что Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. Что значит: все несчастья мои? Здесь, мне думается, он разумеет двукратное свое рабство и страдание в темнице. И весь дом отца моего - то есть испытанное им разлучение с отцом, когда он был удален от объятий отеческих и еще в незрелом возрасте, воспитанный с таким попечением, перешел из свободного состояния в неволю. А другому нарек имя: Ефрем, потому что, говорил он, Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего. Смотри, как и этого сына имя выражает полную благодарность. Не только, говорит, я забыл прежнее горе, но и размножился на этой земле, в которой потерпел такое унижение, что находился в крайности и подвергался опасности за саму жизнь.

    Гомилии на Книгу Бытия.