Глава 26

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 1.

    Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар

    Чтобы ты не подумал, что Писание говорит о прежнем голоде, оно поясняет: сверх прежнего голода, который был во дни Авраама, - то есть теперь, при Исааке, другой такой же голод постиг землю, какой был и при его отце. Скудость в необходимых потребностях подвергла всех величайшей опасности, принудила переселяться из своих стран в те места, где можно было найти обилие в жизненных потребностях. Таким образом, и этот праведник, видя голод, пошел, говорит Писание, к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Сюда и Авраам приходил в другой раз, по возвращении из Египта. Вероятно, и Исаак для того пришел сюда, чтобы отсюда отправиться в Египет.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 3.

    странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему

    Не хочу Я, говорит Бог, чтобы ты отправлялся в такой дальний путь, но оставайся здесь. Я не попущу тебе испытать нужду, а исполню обетование, данное Мной твоему отцу. Обещанное ему сбудется на тебе. Ты получишь исполнение обетований, бывших к нему. Не ходи в Египет, живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле. Чтобы праведник не подумал, что Бог дает ему такое повеление, не позволяет идти в Египет, потому что хочет подвергнуть его испытанию голодом, Бог говорит ему: не смущайся, не озабочивайся, а оставайся здесь: Я буду с тобою. Имея близ себя Подателя всех благ, не заботься ни о чем. Я, Владыка всего, буду с тобой, и не только буду, но и благословлю тебя, то есть сделаю тебя славным и дам тебе Мое благословение. Можно ли быть блаженнее этого праведника, получившего от Бога такое обетование: буду с тобою и благословлю тебя? Вот что сделает тебя счастливее всех; вот что поможет тебе жить в великом изобилии; вот для тебя - величайшая слава, несказанное торжество, твердыня, вершина благ - то именно, что Я буду с тобою и благословлю тебя. А как благословлю тебя? Тебе и потомству твоему дам все земли сии. Ты считаешь себя странником и пришельцем в этих пределах; знай же, что вся эта земля будет дана тебе и семени твоему. А чтобы ты мог увериться в этом, знай, что ту же клятву, которой Я клялся Аврааму, отцу твоему, Я постановлю и с тобой. Примечай снисхождение Божие. Не сказал Бог просто: «завет, который Я заключил с отцом твоим», или: «обетование, которое дал ему», но что? - клятву, которою Я клялся. Клятвой Я уверил его, говорит Он, и должен клятву Мою исполнить и совершить. Видишь человеколюбие Божие? Он говорит так, не на Свое величие взирая, но снисходя к нашей немощи.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 5.

    за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

    Замечай премудрость Божию, как она возбуждает дух праведника, ободряет его и направляет к тому, чтобы он стал подражателем отцу своему. Если он, говорит Бог, за то, что послушался гласа Моего, удостоился столь великого обетования и за его добродетель Я намерен исполнить это обетование на тебе, сыне его, то подумай, каким ты будешь пользоваться от Меня благоволением, какого удостоишься промышления, если станешь ревностным подражателем его и пойдешь его путем. Тот, кто за добродетель другого может получить благо, гораздо большего удостоится попечения свыше, если только сам будет добродетелен… Итак, за оказанное им во всем великое послушание и соблюдение заповедей Моих, тебя, родившегося от него, Я делаю наследником данных ему обетований. Подражай его послушанию и веруй слову Моему, чтобы тебе удостоиться еще больших наград и за добродетель отца, и за собственное послушание; и не ходи в Египет, а оставайся здесь. Видишь ли человеколюбие Божие, как Бог через напоминание о добродетели отца укрепил дух Исаака?

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 9.

    И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее

    Когда по этим признакам обнаружилась истина, праведник уже не отрицает, но признается и объявляет причину, по которой решился назвать Ревекку сестрой. Потому что я думал, говорит Писание, не умереть бы мне ради ее. Страх смерти понудил меня так поступить. А может быть, он знал, что и отец его спас себя таким вымыслом, - потому и сам употребил то же средство. Но царь, еще имея живым в памяти то, что он претерпел при Аврааме, когда похитил Сарру, тотчас и теперь понял угрожающее ему наказание и сказал Исааку: что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. Такому обману, говорит он, мы уже подвергались при отце твоем, и ныне, если бы вскоре не узнали обмана, могли бы потерпеть то же, и ты ввел бы нас в грех. Тогда мы согрешили по неведению, да и ныне ты едва не ввел нас в грех неведения.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 11.

    И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти

    Примечай промышление Божие, примечай неизреченное попечение! Тот, Кто сказал Исааку: не ходи в Египет, а поселись в земле сей, и Я буду с тобою, - Тот все это устроил и поставил праведника в такой безопасности. Посмотри, как царь заботится, чтобы Исаак жил в безопасности и был свободен от всякого беспокойства. Царь угрожал, как сказано, смертью всякому, кто коснется его или жены его. Именно этот страх - разумею, страх смерти, - смущал душу праведника; потому человеколюбец Господь и этот страх удалил от него, так что он мог уже жить там в совершенной безопасности.

    И вот что дивно и чудно: как попечительный и премудрый Бог, все устраивающий по воле Своей, открывающий путь в местах непроходимых, как Он утверждает безопасность Своих рабов через те самые обстоятельства, которые, по-видимому, противны и враждебны им. Почему, скажи мне, этот царь оказывает такое попечение о праведнике, объявляет о нем всем, живущим в городе, представляет его человеком славным и достойным величайшей заботливости? Так и Навуходоносор, ввергнув в печь трех отроков и узнав на самом деле добродетель этих пленных юношей, начал прославлять их и превозносить повсюду на собственном языке. В том-то и открывается особенно величие силы Божией, что она заставляет проповедовать о рабах Божиих самих их врагов. И тот, кто в ярости повелел разжечь печь, когда увидел, что добродетель отроков, при помощи свыше, победила и силу огня, внезапно переменил мысли и воскликнул: рабы Бога Всевышнего!

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 16.

    И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас

    Смотри, какая у них злоба: и в воде позавидовали они праведнику. Даже царь, имея сам во всем обилие, не в силах был удержаться от зависти и сказал: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас. Какое огромное недоброжелательство! За что же ты изгоняешь праведника? Разве он повредил тебе чем-нибудь? Разве обидел тебя чем? Но такова зависть: она ничего не делает с рассуждением. Если царь видел, что праведник пользуется такой милостью от Бога всяческих, то должен был еще более уважать его, еще более услуживать ему, чтобы почитанием праведника и самому приобрести благоволение свыше. А он не только не делает этого, но и старается удалить и говорит: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас. Такова ненависть: не терпит с благодушием счастья других, благоденствие ближнего считает за собственное несчастье и изнывает, смотря на блага ближнего. Так было и здесь. Царь, имеющий в своей власти весь город, всех держащий под страхом, говорит страннику, пришельцу, переходящему туда и сюда: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас. И поистине, он был сильнее их, потому что во всем имел содействие свыше и огражден был десницей Божией.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 34.

    И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина

    Смотри, как из этих немногих слов можно многому научиться. Для чего Писание привело нам число лет Исава? Не бесцельно, но для того, чтобы мы отсюда узнали про старость Исаака. Видим, что последний уже находился в летах преклонных. Ибо если припомним сказанное прежде, что, когда он взял замуж Ревекку, ему исполнилось сорок, а когда у него родились дети, шестьдесят, то узнаем, что теперь он уже был в глубочайшей старости, дожив до ста лет. Поскольку вслед за этим нам будет рассказано, как от старости у Исаака притупились глаза, то для того и приводится число лет Исава, чтобы отсюда мы могли видеть точное число лет жизни Исаака. Вот поэтому и сказано: И был Исав сорока лет. Далее, чтобы мы познали безрассудство этого сына… Писание показывает нам, что одна из его жен была из племени хеттеев, а другая евеев, хотя он не должен был этого делать, зная то, с какой заботливостью Авраам приказывал своему домочадцу привести жену для Исаака из родственного племени, а также то, что их мать Ревекка прибыла из Харрана. Однако Исав, который поспешил взять себе таких жен, с самого начала уже показал беспорядочность своих нравов. И чтобы показать дурной нрав самих жен его, Писание говорит: и они были в тягость Исааку и Ревекке. Что может быть хуже такой порчи нравов, когда те, которые должны воздавать всякую честь старшим в доме, не только этого не делают, но еще и приготовляют себя к распрям?

    Гомилии на Книгу Бытия.