Глава 18

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50
  • 21.

    сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю

    Вразумляя весь род человеческий, что, даже если чьи-либо грехи весьма велики и известны, не следует произносить над ними приговора до того, как представятся очевидные доказательства, - Господь говорит: сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, какое вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. Что это за размышление в словах? Сойду, говорит, посмотрю. Неужели Бог всего переходит с места на место? Нет, да не будет! Не то Он выражает, но, как я уже часто говорил, чувственным образом выражения Он хочет нас вразумить, что нам следует иметь великую осторожность и согрешивших не осуждать только по слуху, не произносить приговора без доказательств. Да услышим это все: ведь не одни только заседающие в суде обязаны соблюдать этот закон, но и каждый из нас никогда не должен по одному пустому навету осуждать ближнего.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 29.

    Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока

    Кто по достоинству восхвалит Бога за такое долготерпение и снисхождение, или кто по справедливости ублажит праведника, получившего такое дерзновение? Авраам продолжая говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. Потом, как бы страшась далее испытывать неизреченное долготерпение Божие и опасаясь, чтобы не показаться уже преступающим границы и не зайти со своим ходатайством далее надлежащего, говорит: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Так как он видел, что Бог приклоняется к милосердию, то уже не понемногу стал уменьшать и, убавив еще число праведных не на пять, а на десять, продолжает таким образом свое ходатайство и говорит: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Смотри, какая настойчивость в праведнике! Он так усердно заботится о том, чтобы избавить народ содомский от угрожающей ему казни, как будто сам должен был подвергнуться такому же осуждению. Вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Выше всякого слова и всякого ума такая благость Господа! Разве кто из нас, живущих среди бесчисленных зол, произнося суд над подобными себе людьми, показал бы такое снисхождение и человеколюбие?

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 32.

    Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти

    Если мы не тем, что постигло содомлян, не вразумляемся, ни долготерпение Божие не обращаем на пользу себе, то подумай, во сколько раз сильнее воспламеняем мы сами для себя будущий неугасимый огонь и сколь лютого готовим себе червя! А с другой стороны, и теперь, по благодати Божией, есть много людей добродетельных, которые, как тогда праотец, могут умилостивлять Господа; и если мы, смотря на себя самих и видя собственную нашу беспечность, справедливо признаем в мире великое оскудение добродетели, - то за добродетели этих людей Бог и прочим показывает долготерпение. А что дерзновение таких людей действительно бывает для нас причиной долготерпения Бога, убедись из того, что в самой этой истории Бог говорит праотцу: Он сказал: не истреблю ради десяти. И что я говорю - десять праведных? В Содоме не нашлось никого свободного от беззакония, кроме одного Лота праведного и двух его дочерей. Жена его, быть может, ради него избежала казни в городе, но за свое нерадение подверглась наказанию впоследствии. Ныне же, по неизреченному человеколюбию Божию, умножилось благочестие, так что в городах найдется немало людей, способных умилостивить Бога, в то время как другие скрываются в горах и пещерах. И добродетель этих людей, хотя и немногих, может покрыть грехи многих, - потому что велика благость Господа, и Он часто, ради немногих праведных, благоволит даровать спасение многим. Но что я говорю - ради немногих праведных? Часто, когда Бог не находит ни одного праведника в настоящей жизни, Он умилостивляется над живущими ради добродетели умерших и возглашает так: Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего. Хотя они, говорит, и недостойны спасения, и ничем не заслуживают избавления от напасти, но поскольку Мне свойственно оказывать человеколюбие и поскольку Я всегда готов миловать и избавлять людей от бед, то ради Себя Самого и Давида, раба Моего, сотворю им спасение. Таким образом этот муж, за столько лет прежде преставившийся из этой жизни, делается виновником спасения для людей, погибавших от собственной беспечности.

    Гомилии на Книгу Бытия.