- 7.
И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?
Этот дивный Иосиф, заботясь об их утешении и заметив, что сновидения привели их в смущение и недоумение, говорит им: отчего у вас сегодня печальные лица? поскольку их лица обнаруживали внутреннюю тревогу. Да и премудрый сказал: Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. Итак, видя их в унынии от сновидений, он хотел узнать о причине и спрашивал их. Смотри, как и в темнице он показывал свою добродетель и старался облегчать скорби других.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 15.
ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу
Не оставим этого без внимания, но размыслим о любомудрии его души - о том, как он, найдя такой случай и зная, что виночерпий в счастливых обстоятельствах может все, что его касается, сообщить царю, не обвиняет египтянку»… не касается ни господина, ни своих братьев, не высказывает причины, по какой осужден на заключение в темницу, и не старается доказать несправедливость, ему оказанную; не о том заботится, чтобы обвинить других, а чтобы сказать то, что его касается. Он оставил в тени то, как поступили с ним братья, сказав только: я украден из земли Евреев, а о поступке непотребной египтянки и вовсе не упоминает, также и о несправедливом гневе на него господина. Что же он говорит? - А также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. Слыша это, научимся и мы, когда подвергнемся чему-либо подобному, не стараться поносить тех, которые обидели нас, не изощрять языка на обвинение других, но тихо и кротко доказывать свою невиновность и подражать этому чудному мужу, который даже и в бедствии не решился ни одним словом огласить бесстыдство египтянки. Известно, что многие действительно виновные в преступлениях с бесстыдством стараются сложить свою вину на других. А этот, будучи светлее солнца и имея возможность рассказать все, что было в действительности, и показать безумие той женщины, и себя прославить, - ничего из этого не разглашает. Он не искал славы у людей, но довольствовался благоволением свыше, и похвалу за свои дела хотел иметь только от Всевидящего. Поэтому, хотя он молчал и старался все скрыть, человеколюбец Господь, видя, что подвижник так хорошо подвизается, возвел его на такую степень величия.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 23.
И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.
Посмотри вновь на праведника, как он подвизается, будто в гимнасии или в палестре, и представляет доказательства своей доблести, не испытывая никакого смущения, страха и раздражения. Если бы это был кто-либо другой, из обыкновенных людей, то, возможно, сказал бы сам себе: «Что же это? Виночерпий, сообразно с тем, как истолковал я ему сон, так скоро возвратил себе прежнее благополучие и уже не вспомнил обо мне, предсказавшем ему это. Вот он в таком счастье, а я, который не сделал ничего худого, в заключении, вместе с убийцами, ворами, разбойниками, с людьми, которые сотворили тысячи зол». Однако ничего подобного он не сказал и не подумал - он знал, что его поприще для того так и продолжительно, чтобы, надлежащим образом потрудившись, он получил светлый венец.
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 40